Новости


Круглый стол «Школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства».

07.02.2018

2 февраля 2018 года в рамках республиканского этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел круглый стол «Школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства». Опыт работы школьных лесничеств, представленный на круглом столе, отличается ярко выраженной практической значимостью и может быть полезен и руководителям школьных лесничеств, и просто интересующимся этим вопросом. Предлагаем ознакомиться с докладами и презентациями выступлений победителей секции для руководителей В.А. Грабовской и В.П. Зарубиной, а также с резолюцией круглого стола.


Резолюция

круглого стола «Школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства» республиканского этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»


Республиканский этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в Республике Бурятия состоялся 2 февраля 2018 г. Его организатором выступил ГБУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки РБ», соорганизаторами – Республиканское агентство лесного хозяйства РБ и ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова».

Конкурс «Подрост» – традиционное мероприятие по лесохозяйственному направлению деятельности детско-юношеских объединений образовательных организаций Российской Федерации. Цель конкурса – привлечение обучающихся образовательных организаций России к работе по изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональному самоопределению.

В республиканском этапе конкурса приняли участие 31 человек  (27 обучающихся и 4 руководителя школьных лесничеств и специалистов лесного хозяйства) – представители 7 районов Бурятии и города Улан-Удэ.

Опыт работы руководителей школьных лесничеств, представленный на круглом столе «Школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства», отличается ярко выраженной практической значимостью и заслуживает пристального внимания специалистов и общественности. Школьные лесничества как организационная форма деятельности рассматриваются не только как средство по формированию экологической культуры школьников и эффективная форма трудового воспитания, но и как пространство выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей, и как интегрированная система экологического образования учащихся.

По справедливому мнению докладчиков, в условиях введения ФГОС общего образования, развитие деятельности школьных лесничеств стало очень актуальным. Школьные лесничества в современном образовательном пространстве представляются как интегрирующие объединения общего, дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. Отмечается тенденция их развития в совершенствовании форм и методов работы. Школьные лесничества позволяют с большим успехом решать вопросы профессиональной ориентации среди школьников, способствуют обеспечению успешной социализации обучающихся с учетом общечеловеческих ценностей в новой социально-экономической реальности общества.

Опыт В.А. Грабовской на базе школьного лесничества «Березка» свидетельствует, что при активном взаимодействии с рядом заинтересованных в деятельности лесничества организаций, регулярности и систематичности работы, возможно добиться впечатляющих результатов: содержать в отличном состоянии лесной питомник, закрепленный участок леса, экологическую тропу, получать достижения учащихся на конференциях районного, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Доклад В.П. Зарубиной посвящен организации мероприятий по лесовосстановлению и профилактике лесных пожаров школьного лесничества в рамках республиканского добровольческого движения Helpforest. Автором доклада предлагается комплекс природоохранных мероприятий по охране лесов, которые реализуются  с участием молодёжи – членов школьного лесничества в рамках республиканского проекта и  добровольческого   движения «Зелёные отряды Бурятии». Одно из важнейших направлений работы школьного лесничества – это эколого-просветительская деятельность. 

Работа школьного лесничества Курумканской СОШ № 1» поддерживается эколого-просветительским отделом Джергинского заповедника и Курумканским лесничеством. Благодаря такому комплексному сотрудничеству учащиеся школьного лесничества имеют возможность наблюдать за жизнью лесных обитателей не только летом, но и зимой, приносить существенную практическую пользу, активно заниматься научно-исследовательской работой.

В.Ф. Антропов, инженер-лесопатолог Центра защиты леса по РБ, эксперт круглого стола, в своем докладе раскрыл историю школьных лесничеств в России и Республике Бурятия, в которой появилось первое в российской истории Мухоршибирское школьное лесничество. Докладчик подчеркнул важность школьных лесничеств в природоохранной, лесовосстановительной и просветительской деятельности, справедливо указал, что в отличие от волонтерства (разовых мероприятий) школьные лесничества предполагают планомерную работу и дают гораздо больше результатов.

Н.А. Орлова, эксперт Отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Республиканского агентства лесного хозяйства указала на возросшую значимость школьных лесничеств в настоящее время. Это выразилось в утвержденном конце 2017 г. Правительством Российской Федерации плане мероприятий («дорожной карте») по развитию школьных лесничеств на 2018-2017 годы.

По итогам круглого стола участники пришли к мнению о необходимости следующих действий в области работы школьных лесничеств республики:

1) Активизировать межведомственное взаимодействие на основе Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы, принятого 14 декабря 2017 г. Правительством Российской Федерации.

2) Интенсифицировать методическое сопровождение деятельности школьных лесничеств, включая разработку методических материалов в помощь руководителям и организаторам школьных лесничеств (РЭБЦУ, Рослесхоз).

3) Ежегодно с 21 марта 2019 г. проводить Всероссийский день знаний о лесе в рамках Международного дня леса (РЭБЦУ).

4) Организовать природоохранную акцию («Елочка, живи!) (РЭБЦУ).

Доклад Грабовской В.А.

Презентация Грабовской В.А.

Доклад Зарубиной В.П.

Презентация Зарубиной В.П.



Назад к списку
Русский