ГлавнаяОбразованиеОтчет о результатах самообследования

Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 апреля 2017 г.

                                                                                    

Государственное бюджетное  учреждение

дополнительного образования «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о результатах самообследования

Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия»

по состоянию на 01 апреля 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Улан-Удэ

2017 г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

Раздел 1. Основные данные о деятельности учреждения:

 

- условия осуществления образовательной деятельности ГБУ ДО «РЭБЦУ МО иНРБ»;

- актуальность целей и задач, решаемых учреждением в процессе основной деятельности;

 

Раздел 2. Структура и эффективность деятельности учреждения:

 

- структура и эффективность управления учреждением;

- качественный уровень кадрового обеспечения;

- качественный уровень учебно-методического обеспечения;

- качественный уровень библиотечно-информационного обеспечения;

- состояние материально-технической базы;

- информационная открытость.

 

Раздел 3. Анализ  показателей  основных направлений деятельности учреждения:

 

- содержание и качественный уровень учебного процесса;

- организационно-методическая работа;

          - результаты анализа показателей деятельности;       

-рекомендации по итогам самообследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о результатах самообследования

Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования  «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия»

по состоянию на 01 апреля 2017 г.

 

Раздел 1. Основные данные о деятельности учреждения.

Общие сведения

 Тип: учреждение дополнительного образования.

 Учредитель: Министерство образования и науки Республики Бурятия.

 Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.

 Место нахождения: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,  ул. Юннатов, 19б.

Адреса мест осуществления образовательной деятельности:

1. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,  ул. Юннатов, 19б.

2.  Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 29, МБОУ «СОШ №41 г.Улан-Удэ».

3. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Гагарина, 12, МБОУ «СОШ №51 г.Улан-Удэ».

4. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Покровская, 32, МАОУ «СОШ №54 г.Улан-Удэ».

5.  Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Тобольская, 53, МАОУ «СОШ№18».

6. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Проспект 50-летия Октября,29, МАОУ «СОШ №40».

7. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Жердева, 19а, МАОУ «СОШ№19».

10. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Лысогорская,  85а, НОУ «Школа-интернат №22» ОАОРЖД.

11. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Проспект Строителей, 16, МАОУ «СОШ №49 г.Улан-Удэ».

12. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, 113 квартал,4, МАОУ «СОШ№63».

13. Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Краснофлотская, 46, МАОУ «Ф-МШ №56».

14. Республика Бурятия, Баргузинский район,с.Баргузин, ул. Очирова, 17, ГБУСО РБ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Звездный.

15. Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Ильинка, ул. Октябрьская, 172А, МОУ «Ильинская СОШ».

16. Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Сужа, ул., МАОУ «Сужинская СОШ».

17. Республика Бурятия, с. Эрхирик, ул. Гагарина, 10, МБОУ «Эрхирикская общеобразовательная школа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждения.

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», законом «Об образовании» Республики Бурятия, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Уставом  Учреждения и локально-нормативными актами.

Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией,    государственным   бюджетным     Учреждением.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным  заданием связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельность.

Основным нормативно-правовым документом Учреждения является Устав, в соответствии с которым Учреждение осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации образовательную деятельность в области дополнительного образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности  от 29.11.2016 г., регистрационный № 2664 серия ОЗЛ01 № 0001234, срок действия - бессрочно.

      Локальными нормативными актами Учреждения также являются:

решения Учредителя;

решения общего собрания трудового коллектива;

решения Педагогического  совета;

решения Методического совета;

приказы директора;

внутренние локальные акты;

трудовые договоры;

договоры о сотрудничестве с другими организациями;

должностные инструкции работников Учреждения и др.

Важным нормативным документом, устанавливающим гарантию трудовых прав и свобод работников, создание для них благоприятных условий труда является Коллективный договор, соответствующий Трудовому Кодексу РФ.

ГБУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр учащихся МОиНРБ» располагает необходимыми организационно-правовыми документами на ведение образовательной деятельности.

 

Цели и задачи ГБУ ДО  «РЭБЦУ МО и Н РБ»

Целью образовательной программы и соответственно основной деятельности Центра является создание максимально благоприятных  условий для развития дополнительного образования детей в эколого-биологическом направлении. Образовательная программа Центра предназначена удовлетворять потребности:

·         воспитанников в - получении качественного бесплатного дополнительного образования по образовательным программам естественнонаучного цикла; выборе  объединения, педагога, образовательной программы и формы получения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями; обучение  по индивидуальным планам;

·         общества и государства – в совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей развитию мотивации воспитанников к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости;

·         образовательных учреждений - в организации  дополнительного образования в школах педагогическими работниками Центра  на основе договоров сотрудничества.

·         выпускника Центра - в социальной адаптации и в профессиональной ориентации.

 

Раздел 2.  Структура и эффективность деятельности учреждения.

Структура управления учреждением.

Структуру органов управления Центром составляют администрация учреждения,   Общее собрание коллектива учреждения, Педагогический совет, Методический совет, Профсоюзная первичная  организация.

В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, расширению коллегиальных, демократических форм управления созывается Общее собрание коллектива, являющееся высшим органом самоуправления в учреждении. К компетенции Общего собрания относятся: принятие Устава Центра, внесение изменений и дополнений к нему; обсуждение и принятие локальных актов Центра; решение вопросов о необходимости заключения, изменения, дополнения Коллективного договора, принятие коллективного договора; рассмотрение и принятие решений по вопросам деятельности Центра, не входящих в компетенцию других органов самоуправления. На заседаниях Педагогического совета рассматриваются вопросы организации начала занятий, постановки цели и задач на новый учебный год, о состоянии учебно-воспитательной работы в учреждении и многие другие вопросы. Методический совет координирует методическую работу, направленную на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, учебно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Качественный уровень кадрового состава.

Количество педагогов дополнительного образования РЭБЦУ на 1 апреля 2017 года - 16 человек из них: 10 штатных, 6 совместителей. Количество методистов – 5 из них внутренних совместителей -3. Все педагогические работники имеют высшее образование, с образованием педагогического профиля – 14 человек.

Педагоги с педагогическим стажем до 5 лет – 2 человека, со стажем  свыше 30 лет – 1 человек. Возраст педагогов до 30 лет -  1 человек, от 55 лет- 1 человек.

Уровень квалификации педагогов РЭБЦУ:   высшая категория – 3;   первая  категория – 4; без квалификации педагога дополнительного образования – 9 из них кандидаты наук – 2. Методисты – 4 кандидата наук. В текущем учебном году прошел аттестацию на первую квалификационную категорию один  педагог, на высшую категорию – 2 педагога. В течение года прошли курсы повышения  квалификации 5 педагогов. Увеличение доли педагогов, аттестованных на высшую и первую категории происходит ежегодно, в последующий период самообследования также запланировано направить на аттестацию педагогов, не имеющих квалификацию педагога дополнительного образования и работающих  в РЭБЦУ более двух лет.

 

Учебно-методическая деятельность.

В целях совершенствования образовательного процесса педагогическая и  методическая работа Учреждения направлена  на решение следующих задач:

совершенствование содержание и оформление учебных образовательных программ, методики и технологии обучения, воспитания и развития обучающихся;

разработку и внедрение регионального компонента образования;

укрепление методической, и материально-технической базы образовательного процесса.

Основной структурой, регламентирующей методическую работу в Учреждении, является Методический совет. Основными задачами методического совета являются:

определять  и  формулировать  приоритетные  и  стартовые  педагогические  проблемы;

осуществлять стратегическое планирование методической работы;

способствовать созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы педагогов;

способствовать совершенствованию профессионально-педагогической подготовки педагога: научно-теоретической; методической; приемов педагогического мастерства.

В течение учебного года оценивается качество профессиональной деятельности педагога дополнительного образования по индикативно-рейтинговой карте, которая регламентирует порядок организации работы педагогов. Мониторинг, т.е. отслеживание педагогической деятельности, позволяет определить уровень профессиональной компетенции педагогов, достижения  и в то же время выявить проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе учебной и воспитательной работы в своих объединениях.

Для повышения качества  образования и распространения педагогического опыта  раз в два года среди педагогов коллектива проходит конкурс «Лучший педагог РЭБЦУ». Педагоги Центра принимают участие в республиканском Конкурсе «Сердце отдаю детям».

Центр оказывает методическую помощь в организации и ведении исследовательской деятельности учащихся на учебно-опытных участках школ районов республики. В весенне-летний период 2016 года на учебно-опытном участке РЭБЦУ проведено 12 исследовательских работ обучающимися РЭБЦУ под руководством педагогов. 9 исследовательских работ представлены на школьных и республиканских конференциях и конкурсах. 3 работы не представлены, т.к. идет обработка данных полученных во время проведения исследований. В 19 районах Бурятии насчитывается 225 УОУ, из них действующих 207, исследовательская работа проводится на 154 УОУ. Исследовательская и опытническая работа на УОУ проводится в 8 образовательных учреждениях г.Улан-Удэ. Одним из направлений методической работы является курирование школьных лесничеств. В республике Бурятия ведут работу 10 школьных лесничеств в 6 районах: Баргузинский, Заиграевский, Иволгинский, Курумканский, Прибайкальский, Северобайкальский. В этом году появилось нвое школьное лесничество «Росток», руководитель Зарубина Валентина Павловна, Курумканская СОШ № 1.

Библиотечно-информационное обеспечение

Информационное обеспечение – необходимое условие эффективности организации учебного процесса по всем образовательным программам. Основным источником учебной информации остается учебная и учебно-методическая литература, которой располагает Учреждение. Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и педагогам в учебном процессе.

Вся поступающая литература подлежит строгому учету. Фонд библиотеки РЭБЦУ составляет 2821 экземпляров учебно-методической литературы, методических пособий, научной литературы и периодическими изданиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС.

Библиотечный фонд ориентирован на полноценное обеспечение учебного процесса. Имеются в достаточном количестве современные периодические издания.

Библиотека оснащена компьютером с выходом в сеть Интернет. Это дает возможность оказывать информационную помощь посетителям библиотеки (учащимся и педагогам) в поиске интересующего их материала.

В библиотеке есть каталог материалов, научных фильмов на электронных носителях.

На первое полугодие 2017 г. выписано 8 наименований периодических изданий:

Газета: «Бурятия»

Журналы:

- Администратор образования;

- Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

- В мире животных World of Animais

- Вестник экологического образования в России

- Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей

- Инструктивно-методические материалы для заместителя директора школы по научно-методической работе

- Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы.

Библиотечный фонд постоянно обновляется необходимой литературой, пополняется различными периодическими изданиями, как для педагогов, так и для учащихся.

Состояние материально-технической базы.

ГБУ ДО «РЭБЦУ МОиНРБ» имеет материально-техническую базу, достаточную для осуществления учебного процесса, Разрешения органов государственного противопожарного надзора и государственного санитарно-эпидемиологического надзора на все используемые площади для реализации образовательных программ. Занятия проводятся в помещениях (кабинетах) Центра и базовых образовательных учреждений. Помещения принадлежат общеобразовательным учреждениям, в которых проходят занятия согласно договоров сотрудничества и договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

 

 п/п

Наименование

Количество

1.       

Размер учебно-опытного участка (кв.м)

110

2.       

Число книг в библиотеке (книжном фонде) брошюр, журналов (ед)

2 821

3.       

Число кабинетов основ информатики и вычислительной техники (ед)

1

4.       

В них рабочих мест с компьютерами (мест)

5

5.       

Число персональных компьютеров (ед)

21

6.       

Число персональных компьютеров в составе локальных вычислительных сетей  (ед)

5

7.       

Число персональных  компьютеров, использующихся в учебных целях

14

8.       

Число персональных компьютеров (ноутбуков, планшетов) (ед)

4

9.       

Тип подключения к сети Интернет:

Модем, до 5 мбит/с

10.   

Число персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет (ед)

21




 

 

Информационная открытость

В ГБУ ДО «РЭБЦУ МО и НРБ» имеется лицензионное программное  оборудование, учреждение подключено к сети Интернет.

Независимая оценка качества организации информирования потребителей через сайт проводится по следующим параметрам: информированность сайта – наличие на сайте наиболее  важных для пользователей информационных разделов, документов и материалов; наличие на сайте обратной связи с потребителями услуг; пользовательская доступность и мобильность сайта. Вся основная деятельность ГБУ ДО «РЭБЦУ МО и НРБ» отражается на официальном сайте Центра  greenedu.ru: ежегодные отчеты о деятельности РЭБЦУ, нормативно-правовая база, структура Центра, кадровый состав, веер реализуемых образовательных программ, планы работы, календарь мероприятий, сотрудничество, все события Центра. В целом оценка качества организации информирования потребителей через сайт в центре находится на удовлетворительном уровне.

 

Раздел 3.  Анализ показателей основных направлений деятельности учреждения.

Содержание и качественный уровень учебного процесса

Организация учебного процесса соответствует требованиям действующих нормативно-правовых документов. Обновлены и разработаны

нормативные документы, регламен­тирующие организацию учебного процесса:

Правила поведения для обучающихся.

Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Положение о формировании контингента.

Положение о  педагогическом совете.

Положение о методическом совете.

Положение о самообследовании.

Положение о конкурсе педагогического мастерства среди педагогов РЭБЦУ.

Дополнительные образовательные программы РЭБЦУ реализуемые в

2016-2017 учебном году по следующим направлениям:

Естественнонаучное направление

«Экология леса»

 «Экологическая химия»

Эколого-биологическое направление

«Азбука юного эколога»

«Я познаю мир»

«Урбоэкология»

«Экос»

«Юные друзья природы»

«Основы эгнергосбережения»

 «Земля-наш дом»

«Экологические основы природопользования»

«Занимательная биология»

«Юные пчеловоды»

Туристско-краеведческое направление

«Экологическое краеведение»

 «Мой дом –Бурятия»

 «Экология родного края»

  «Байкаловедение»

« Моя Бурятия»

Художественно-эстетическое направление

«Цветочный калейдоскоп»

Основной документ, регламентирующий работу педагога является Образовательная программа, от  которой отталкивается основная деятельность РЭБЦУ. В текущем учебном году веер программ расширился за счет введения новых программ: «Основы энергосбережения», основная  цель которой является привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов; «Занимательное естествознание» способствует формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы и ознакомлению обучающихся  с увлекательно-познавательными опытами; «Юные пчеловоды» - цель данной программы создание условий для овладения обучающимися основ пчеловодства.15 образовательных программ, реализуемых в РЭБЦУ являются модифицированными, Образовательная программа «Экология леса» является авторской. Программы носят практико-ориентированный характер, практическая часть которых реализуется на территории РЭБЦУ.

Программы содержат все обязательные структурные компоненты, составлены в соответствии с  методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Исходя из рекомендаций, содержание программ соответствует определённым направленностям деятельности и ориентировано на:

·                        создание условий для развития личности ребёнка;

·                        развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

·                        обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

·                        приобщение к общечеловеческим ценностям;

·                        профилактику асоциального поведения;

·                        создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;

·                        интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.

Выбор конкретных направлений образовательной деятельности определяется интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, культурными традициями.

Программы, реализуемые от 1 года до 2 лет, предполагают освоение материала на ознакомительном (или начальном) и базовом этапах; программы, реализуемые 3 и более лет, предполагают углублённое освоение программного материала.

          Основные организационные формы освоения образовательных программ:

·        учебные группы по годам обучения;

·        индивидуальные занятия.

  Системность оценки освоения обучающимися образовательных программ:

·        фиксация результатов выполнения программ  (посещение открытых занятий, контроль количественного состава учащихся);

·        посредством аттестации: входной, промежуточной и итоговой;

·        форма или методика оценки усвоения программ (оценивается участием  в конференциях, олимпиадах, мероприятиях различных уровней).

К положительным аспектам программ следует отнести следующее:

·        многообразие  содержательных аспектов деятельности  (теоретический, практический, исследовательский, игровой и др.);

·        разнообразие форм организации образовательного процесса (практикумы, экскурсии, конкурсы, турпоходы, презентации и др.);

·        индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

·        посильный для каждого уровень освоения программы.

            Контроль  за  выполнением образовательных программ и календарно-тематического    планирования,  установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по образовательным программам, их практических умений и навыков осуществляется посредством аттестации: входной, промежуточной и итоговой.  Форму промежуточной (текущей) аттестации выбирает педагог с учетом контингента учащихся и содержания учебного материала. Избранная форма текущей аттестации указывается учителем в календарно-тематическом планировании, в  журнале. Одной из форм промежуточной аттестации, проводимой в объединениях  РЭБЦУ является контрольный срез учащихся, который  проводится Методическим советом согласно календарно-тематического планирования  образовательных программ.

В период летних каникул, с целью прохождения учебно-полевой практики, реализации практической части образовательных программ в РЭБЦУ ежегодно организуется экологический практикум «Юннат». В течение месяца учащиеся занимаются не только практической деятельностью, педагоги Центра организуют полезный досуг и здоровый отдых детей.

РЭБЦУ совместно с Центром занятости населения г.Улан-Удэ привлекает учащихся общеобразовательных школ для временных работ в каникулярное и свободное от учебы время. Цель данного мероприятия - создание и развитие эффективной системы в организации трудового и экологического воспитания детей, а также поддержка интереса к учебно-исследовательской деятельности. По программе городского центра занятости населения  в каникулярное и внеурочное время учащиеся имеют  возможность не только заработать, но и обогатить свои знания в области естественных наук. На весенне-летний период для прохождения практики предоставляются рабочие места студентам ССУЗов и Вузов, обучающимся по специальностям нашего профиля.

Помимо основного контингента педагоги РЭБЦУ работают с группами переменного состава: организация экскурсий,  реализация экскурсионно-образовательной программы «Один день в РЭБЦУ», а также победителям республиканских этапов конференций и конкурсов оказывают консультационную помощь и подготовку для участия в  финальных мероприятиях российского уровня.  В мероприятиях РЭБЦУ приняли участие 3 020 учащихся республики.

Итого, общее количество обучающихся образовательных учреждений республики, задействованных в образовательном, воспитательном и трудовом процессах РЭБЦУ с апреля 2016 года по апрель 2017 года 4 501 обучающихся:

·        группы постоянного состава - 781 обучающихся;

·        группы переменного состава -  439 обучающихся;

·        участники мероприятий – 3 268 обучающихся;

·        привлечённые на временную занятость - 13 обучающихся.

Качественный и количественный показатели реализации образовательных программ за указанный период:

Качественный показатель: по итогам промежуточной аттестации качество составляет  70%, что  по системе оценивания  соответствует оценке «4», успеваемость 100% - «5».

    В начале учебного года педагогами центра было заявлено 54 темы учебно-исследовательских работ, в том числе темы исследовательских работ, проводимые на учебно-опытных участках. Занимаются учебно-исследовательской работой 86 ребят это  11% от  основного контингента учащихся РЭБЦУ.

Исследовательские работы, проводимые педагогами на УОУ РЭБЦУ – 12 тем трех педагогов, результаты которых были выставлены на конкурсы и конференции разного уровня. Итоги участия: 4 диплома 1 степени, 7 дипломов 2 степени, 4 диплома 3 степени.     В учебно-исследовательскую деятельность вовлечены не только учащиеся РЭБЦУ и школ города, но и ребята из районов Республики. Ежегодно, на конференциях, проводимых центром принимают активное участие учащиеся школ  из Кабанского, Прибайкальского, Курумканского, Мухоршибирского, Заиграевского, Еравнинского районов.

Численность обучающихся-победителей и призеров обучающихся РЭБЦУ массовых мероприятий на муниципальном уровне - 42, на региональном уровне - 37, на межрегиональном уровне – 6, на федеральном – 6, на международном уровне - 5 от общей численности (рис.1).

Итого: 96 человек -  25% от участников и 14 % от основного контингента.

В сравнении с прошлым обследуемом периодом наблюдается понижение динамики кроме муниципального и межрегионального уровней. Понижение динамики в целом и повышение на муниципальном уровне объясняется изменением контингента обучающихся в возрастном составе и основным участием обучающихся объединений первого года.

 

Рис.1

Численность обучающихся-победителей и

 призеров массовых мероприятий

 

количественный показатель:

численность обучающихся объединений, принявших участие в массовых мероприятиях:  на муниципальном уровне - 97,

                  на региональном уровне - 254,

                  на межрегиональном уровне- 6,

                  на федеральном – 5,

                 на международном уровне – 5 от общей численности (Рис.2)

Итого: 382 человека или  49 % от основного контингента.

Рис.2

Численность обучающихся объединений, принявших участие в массовых мероприятиях в сравнении с прошлыми периодами самообследования (с 1 апреля 2016 г. по 1 апреля 2017 г.)

 

Из группы постоянного состава доля обучающихся в течение 2-х и более лет: 2-го года обучения 215; 3,4 года обучения – 68, итого: 283 или 38% от основного контингента, по государственному заданию должно быть не менее 40 %. Данное отклонение находится в пределах нормы.

 

Наполняемость групп:

1 года обучения – 32 группы ( 498 обучающихся)

2 года обучения – 11 групп (215 обучающихся)

3-го и последующего года обучения –  7 групп (68 обучающихся).

 

 Половой и возрастной состав основного контингента учащихся РЭБЦУ

 

Возрастная категория

Численность обучающихся

 

Всего

Из них мальчиков

Из них девочек

5-10 лет

231

107

124

11-15 лет

356

228

128

15-17 лет

194

73

121

18 лет

0

0

0

Всего

781

408

373

 

Организационно-методическая работа

 Организационно-методическим отделом РЭБЦУ проводятся регулярные выездные семинары на базе ОУ, кустовые семинары и мастер-классы. За отчетный период были организованы в районах республики для педагогов дополнительного образования, учителей, а также, для представителей других учреждений и населения республики по различной тематике.

Последовательно проводится работа по развитию учебно-исследовательской работы на пришкольных учебно-опытных участках республики.

25 марта 2016 г. был проведен семинар «Исследовательская деятельность на учебно-опытных участках, как одна из форм профессиональной ориентации молодёжи».

Продолжая тематику учебно-опытных участков в течении летнего сезона был проведен Республиканский этап Всероссийского конкурса "Юннат-2016".

За время конкурса оргкомитетом были осмотрены учебно-опытные участки 12 школ из 5 районов:

Прибайкальский район: МОУ «Ильинская СОШ», МОУ "Турунтаевская СОШ №1";

Баргузинский район: МОУ "Усть-Баргузинская средняя школа им. Шелковникова К.М", МБОУ "Уринская СОШ", ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный»;

Мухоршибирский район: МБОУ "Тугнуйская СОШ", МБОУ "Мухоршибирская СОШ №1", МБОУ «Новозаганская СОШ»;

Закаменский район: МАОУ "Михайловская СОШ им. В.С.Поповой", МАОУ "Хамнейская СОШ";

Тункинский район: ГБОУ «Шимкинская ШИСОО», МБОУ «Горхонская СОШ».

Представители оргкомитета ознакомились с учебно-опытными участками данных школ, с детьми, которые осуществляют учебно-исследовательскую работу, с педагогическим составом.

Большинство школ развивают прикладное направление УОУ. Поставка сельскохозяйственной продукции в столовые позволяет удешевить школьное питание. В ряде школ заведующий УОУ назначается каждый год новый, поскольку за работу начисляются дополнительные выплаты. Соответственно на участке часто работу ведут непрофильные учителя.

По итогам этих мероприятий было выпущено методическое пособие по опытнической и исследовательской работе на пришкольных учебно-опытных участках.

Следующим этапом стал проведенный 29 марта 2017 года семинар-практикум «Учебно-опытные участки в условиях инноваций в образовательной политике».

В семинаре приняли участие учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования, заведующие учебно-опытными участками, специалист Отдела развития сельских территорий и малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, а также представители "ЭМ - центра", которые  предложили программу сотрудничества по проведению учебно-исследовательской деятельности при учебно-опытных участках (28 человек из 9 районов республики и г. Улан-Удэ).

Во время семинара была организована онлайн-связь с Иркутском, в котором проходило заседание областного совета  Всероссийского общества охраны природы.

РЭБЦУ совместно с МСХ РБ и Эм-центром проведут конкурс учебно-исследовательских  работ, реализуемых на школьных учебно-опытных участках, с предоставлением семенного посадочного материала и микробиологических препаратов «Байкал ЭМ-1», «Тамир».

В течение обследуемого периода было проведено два выездных семинара. Межрегиональный семинар «Развитие деятельности по грантовым программам, способствующих интеграции учреждений общего и дополнительного образования с научными, природоохранными и общественными организациями» был проведен 13 мая 2016 г. в визит-центре Байкальского государственного природного биосферного заповедника, п. Танхой, Кабанский район.

По итогам семинара был проведен конкурс методических разработок «Экологический урок на тему «100 лет сохраняя природу – Байкальская колыбель заповедной системы».

15-16 декабря 2016 г. был проведен совместно с ФГБУ ГПЗ «Джергинский»  и «Кумканское РУО» Республиканский семинар-тренинг «Исследовательская деятельность учащихся в решении экологических проблем в регионе» в с. Арзгун Курумканского района.

Также в рамках семинара был проведен  образовательный тренинг в ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный», п. Баргузин.

 

 

 

 

Организационно-массовая работа

РЭБЦУ организует и проводит массовые мероприятия регионального и межрегионального значений (конференции, конкурсы, семинары, соревнования, праздники и др.) по направлениям деятельности согласно календарному плану.

Взаимодействует с образовательными организациями, центрами и станциями, государственными и общественными организациями и ведомствами, занимающимися эколого-биологическим образованием молодежи.

Республиканский очный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» проводится Министерством образования и науки Республики Бурятия совместно с Республиканским Агентством лесного хозяйства.

На очный конкурс было представлено 30 работ из 7 районов республики: Заиграевского, Курумканского, Прибайкальского, Баргузинского, Хоринского, Бичурского, Баунтовского и 3 ОУ г. Улан-Удэ: ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова, МАОУ СОШ №47,  МАОУ «СОШ № 19» Присутствовали на защите конкурсных материалов – 30 участников – из них 26 учащихся и 3 руководителей школьных лесничеств-конкурсантов.

Проведенный Конкурс позволил выявить учащихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с обучающимися. Материалы представленных работ участников показали недостаточный объем и качество, предъявляемые учебным исследованиям. Членами жюри было отмечено, что многие учащиеся, представили небрежно оформленные материалы: без указания литературных ссылок, без предоставления достаточного наглядного и разъясняющего материала (фото, схем, рисунков). Победители и призеры показали актуальность, обоснованность целей и задач, логичность сформулированных выводов. Руководителями участников Конкурса была проведена большая работа по учебной, методической и методологической подготовке учащихся.

В интернет-викторине «Юный тимирязевец» комиссией было рассмотрено 98 работ по 3 возрастным категориям. Тематика конкурса нашла живой отклик у учащихся республики, работы представили 17 районов. Наибольшее число работ прислали младшие классы. Это говорит о успешном владении интернет-технологиями нашим подрастающим поколением, также о большом творческом потенциале молодежи республики. На задания учащиеся отвечали с большой фантазией, изучая специальную литературу, опрашивая компетентных специалистов, анализируя интернет-данные. 

В республиканском этапе Российского национального юниорского водного конкурса-2017 приняло участие 14 работ из 9 районов республики и г. Улан-Удэ.

В качестве членов жюри выступили:

Председатель жюри: Цибудеева Дарима Цыденовна, Главный специалист Территориального отдела водных ресурсов по РБ Енисейского БВУ;

Член жюри: Молотова Аюна Валерьевна, Заместитель директора филиала в РБ ФГУ «Востсибрегионводхоз»              

По итогам конкурса победитель – Константинова Елена с работой «Наледные явления на территории хребта Цаган-Дабан»  (Тарбагатайский район,      МБОУ Тарбагатайская» СОШ, 11 класс, руководитель – Преснекова Нелли Георгиевна) направлена на финальный этап в г. Москва.

         Республиканский этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2017» проводит ГБУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки РБ» при поддержке Министерства природных ресурсов Республики Бурятия. Организатором заключительного этапа форума является Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета».

В 5 номинациях: «Природа и судьбы людей», «Эко-объектив», «Зелёная планета глазами детей», «Многообразие вековых традиций», «Природа. Культура. Экология» приняло участие 166 работ из 4 районов и г. Улан-Удэ.

В ежегодной научной  конференции учебно-исследовательских работ «Мы – друзья природы» приняло участие 35 человек по 3 секциям, представители всех объединений РЭБЦУ. Были выявлены отдельные недостатки в представленных работах. Научным руководителям указанно на необходимость дополнительной работы с конкурсантами.

В республиканской природоохранной акции «Сохраним леса Байкала» приняло участие 548 работ, из 11 районов республики и школ города Улан-Удэ.

 Итоги подводил организационный комитет в составе:

Консультант Отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Республиканского агентства лесного хозяйства

- Балдовский Евгений Дмитриевич

Пресс-секретарь Республиканского агентства лесного хозяйства

- Егорова Александра Юрьевна

Специалист МБУ «Городское лесничество»

- Туртуев Борис Доржиевич

02 декабря в стенах Бурятской государственной сельскохозяйственной академии прошел Республиканский этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Всего было подано 109 заявок из 14 районов республики и города Улан-Удэ. 

Состав жюри в номинации: Гуманитарно-экологические исследования.

Председатель жюри: Нагуслаев Максим Тимофеевич, кандидат биологических наук, ГАУК РБ «Этнографичеcкий музей народов Забайкалья».

Член жюри: Баханова Милада Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники ФГБОУ ВО «БГУ».

Секретарь: Сибирякова Ольга Васильевна, п.д.о. РЭБЦУ.

 Состав жюри в номинации: Традиционная культура.

Председатель жюри: Бадмаева Мария Бодоуловна, заместитель председателя ассоциации народов Бурятии, председатель национально-культурной автономии эвенков РБ

Член жюри: Кондратьева Виолетта Владимировна, кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «ВСГИК», председатель молодежного центра «Дом дружбы народов Бурятии».

Секретарь: Баландина Любовь Александровна, п.д.о. РЭБЦУ.

 Состав жюри в номинации: Эколого-краеведческие путеводители.

Председатель жюри: Бабиков Владимир Александрович, кандидат географических наук, доцент кафедры технологического образования и профессионального обучения ФГБОУ ВО «БГУ».

Член жюри: Гунгарова Хорло Дугарнимаевна, старший методист отдела краеведения РДЮЦ ПВТС.

Секретарь: Тирских Наталья Николаевна, п.д.о. РЭБЦУ.

 Состав жюри в номинации: Публицистика в защиту природы и культуры.

Председатель жюри: Дергаусова Анна Валерьевна, корреспондент СИБ ТВ БГТРК.

Член жюри: Бурунова Лариса Сергеевна, ответственный секретарь издательского дома Экос.

Член жюри: Левашкевич Алексей Михайлович, эколог-журналист.

Секретарь: Денисова Лариса Александровна, п.д.о. РЭБЦУ.

 Состав жюри в номинации: Живой символ малой родины (12-13 лет).

Председатель жюри: Холбоева Светлана Александровна, кандидат биологических наук, доцент Бурятского государственного университета

Член жюри: Барлукова Оксана Дмитриевна, кандидат социологических наук, и.о. декана гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «БГСХА»

Секретарь: Донирова Марина Юрьевна, п.д.о. РЭБЦУ.

По итогам конкурса в финальную часть  были направлены все победители по номинациям, из которых для участия в финале была отобрана одна работа в номинации  «Живой символ малой Родины»: Сыренова Айлана, «Улар – живой символ малой родины», МБОУ «Хойтогольская СОШ», Тункинский район, руководитель – Буянтуева Л.Б.

В ходе проведения Республиканского этапа Всероссийского конкурса "Юннат-2016" были осмотрены учебно-опытные участки 12 школ из 5 районов:

Прибайкальский район: МОУ «Ильинская СОШ», МОУ "Турунтаевская СОШ №1";

Баргузинский район: МОУ "Усть-Баргузинская средняя школа им. Шелковникова К.М", МБОУ "Уринская СОШ", ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный»;

Мухоршибирский район: МБОУ "Тугнуйская СОШ", МБОУ "Мухоршибирская СОШ №1", МБОУ «Новозаганская СОШ»;

Закаменский район: МАОУ "Михайловская СОШ им.В.С.Поповой", МАОУ "Хамнейская СОШ";

Тункинский район: ГБОУ «Шимкинская ШИСОО», МБОУ «Горхонская СОШ».

По итогам работы оргкомитета Республиканского этапа Всероссийского этапа конкурса «Юннат-2016» были выявлены победители:

1место – МОУ «Ильинская СОШ»;

2 место – МБОУ «Новозаганская СОШ»;

3 место – ГБОУ «Шимкинская школа-интернат СОО». 

В Республиканской конференции учебно-исследовательских работ «Земля – наш общий дом» (23 апреля 2016 г.) приняло участие 126 человек из районов и г. Улан-Удэ: Бичурского (4), Еравнинского (4), Заиграевского (6), Закаменского (3), Иволгинского (3), Кижингинского (5), Кабанского (7), Курумканского (3), Кяхтинского (2), Мухоршибирского (2), Джидинского (1), Прибайкальского (8), Тарбагатайского (3),Тункинского (5), Хоринского (3), г. Улан-Удэ: МАОУ ДО ГДДЮТ (1), МАОУ «Гимназия № 33» (4), МБОУ «СОШ №51» (4), МАОУ СОШ № 5 (2), МАОУ «СОШ № 42» (1), МАОУ «СОШ № 47» (3), МАОУ «Гимназия № 14» (1), МАОУ СОШ № 49 (9), МАОУ СОШ № 20 (3), МАОУ СОШ № 22 (1), МАОУ СОШ № 18 (1), МАОУ «СОШ №40» (1), МБОУ «СОШ №41» (1), МАОУ «СОШ №19» (3), МАОУ ООШ №38 (1), МАОУ «СОШ №35» (3),  ГБОУ «РЦОИПМСП» (1), ГБУ ДО «РЭБЦУ МОиН РБ» (19).

Всего поступило на рассмотрение 141 работа.  Из них было отобрано для участия в конференции 125 работ, 132 участника. На конференции участвовало 118 работ, 126 участников. Работы, представленные на конференции, соответствовали уровню республиканского мероприятия. Большинство участников показало актуальные работы, с интересными экспериментальными данными.

 

 

 

Рекомендации.

По итогам самообследования следует:

1.     Повышать уровень квалификации педагогов РЭБЦУ в течение последующего обследуемого периода: увеличить долю педагогов, аттестованных на высшую и первую категории за счет аттестации педагогов на высшую и первую категории.

2.     Пересмотреть критерии Конкурса «Лучший педагог РЭБЦУ», включить новые  этапы, сделать участие в конкурсе обязательным для вновь пришедших и молодых  педагогов.

3.     Продолжить мониторинг экологического образования в республике Бурятия.

4.     Для повышения организационной составляющей проводимых мероприятий необходимо реализовать следующие пункты:

1.     в форму заявки включить пункт по предварительному представлению презентации;

2.     разработать методические рекомендации по выполнению учебно-исследовательских работ и разместить их на сайте;

3.     рассмотреть возможность по организации онлайн-семинаров с районными образовательными учреждениями;

4.     организовать видеосъемку конференции.

 

 

Директор                                                           В.Н.Тимофеев

 


Русский