Версия для слабовидящих

На профильной лесной смене закончилась учебно-исследовательская экспедиция «Удивительные растения родного края»


15.08.2019



     С 13 по 15 августа в рамках профильной лесной смены в ДСОЛ «Зорька» прошли занятия  учебно-исследовательской экспедиции «Удивительные растения родного края», в которой приняли участие ребята, которым интересна природа нашей родины. Целью данной экспедиции было познакомить обучающихся с растениями ближайшего окружения,  растениями смешанного леса, опушки леса, сорными растениями, получить необходимый минимум флористических знаний для дальнейшей исследовательской деятельности на местах. Кроме этого, стояла задача сформировать у ребят навыки работы с флористическим материалом, с атласами-определителями.

     На первом занятии ребята вспоминали основные понятия из курса биологии: «фитоценоз», «систематика», «флора», «признаки фитоценоза», классификацию растений по их отношению к воде, свету. Они ознакомились с правилами сбора растительного материала для гербаризации; была проведена проработка методики геоботанического описания пробной площадки.

     На занятиях второго дня ребята работали на пробных площадках непосредственно в полевых условиях, так как  ДСОЛ «Зорька»  окружен смешанным лесом. На данном занятии  ими были изучены комплексы растительности участ­ка методом пробных площадок, собран гербарный материал. Они заполнили бланки геоботанического описания растительного сообщества опушки смешанного леса с географического положения района исследования, изучения микрорельефа пробной площадки, окружения, а также виды флоры на участке исследования. Ребята давали характеристику с определением общего проективного покрытия визуально. После выполнения общей характеристики травяного покрова фитоценоза мы перешли к выявлению флористического состава пробной площадки и характеристике каждого вида растений. Здесь была использована шкала оценок обилия по Друде (с дополнениями А.А. Уранова). Шкала Друде чрезвычайно проста и легка в использовании. Но следует очень внимательно просматривать травостой, поскольку с высоты человеческого роста удается разглядеть далеко не все растения. Многие из них, более мелкие, хорошо скрыты под листьями и стеблями крупных трав, и обнаружить их возможно лишь при раздвигании травостоя руками. Неизвестные виды растений, которые ребята не смогли определить, во время описания отбирались в гербарий для дальнейшего определения. При этом в бланке описания им придавался определенный номер (индекс), который после проведения определения заменялся на видовое название. В описании флоры также использовался метод определения фенофаз растений (под фенофазой или фенологическим состоянием растения подразумевается та или иная фаза его развития). Для их обозначения при описании фитоценоза наиболее часто применяется система, предложенная В.В. Алехиным. Данные методики прикреплялись в виде приложения к бланку описания фитоценоза. По окончании занятия ребята сделали вывод, что, находясь в относительной близости каждой пробной площадки, растительные сообщества отличаются проективным покрытием, видовым составом, жизненным состоянием и количеством сорной травы.

     В заключительный день экспедиции ребятами были рассмотрены и определены собранные ранее растения при помощи атласа-определителя. В завершении проведена игра-викторина «Удивительные растения нашего края», дети сделали своими руками браслетики с символом ботаники – цветком. Все участники данной экспедиции получили не только подарки в виде книг и памятной медали с пожеланиями, а самое главное – пример опыта работы на природном объекте, что поможет включится ребятам в процесс исследования природных растительных сообществ на местах.