Версия для слабовидящих

Водный конкурс

 

  

Положение

о Республиканском этапе конкурса научно-исследовательских

и прикладных проектов учащихся старших классов

по теме охраны и восстановления водных ресурсов

(Российский национальный юниорский водный конкурс-2019)

 

Проводится с 2003 года.                                                                                            «Вода: проектируем будущее»

 

Учредитель и организатор Российского национального юниорского водного конкурса (с 2003 по        2012 гг. – Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников), далее Конкурс, – автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов».

 

Конкурс реализуется при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и входит в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи» в рамках приоритетного  национального проекта «Образование».

 

1. Цель Конкурса – организация и проведение независимого общественного творческого конкурса среди  старшеклассников на лучший проект в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов и поощрение научно-технической и проектной деятельности школьников, направленной на решение задач устойчивого водопользования, в том числе проблем водоподготовки и очистки загрязненных стоков, сохранение водного биоразнообразия, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов, а также форсайт-исследований.

 

2. Конкурс проводится в три этапа:

- муниципальный;

- региональный (на уровне субъекта Федерации);

- общероссийский.

 

Победитель номинации «Международная» Российского национального юниорского водного конкурса участвует в международном Стокгольмском юниорском водном конкурсе.

 

3. Участники Конкурса. Участником Конкурса может быть любой учащийся старших классов общеобразовательных школ/гимназий/лицеев или училищ/техникумов в возрасте от 14 до 20 лет (студенты высших учебных заведений не могут участвовать в Конкурсе). Обращаем внимание участников, что при подведении итогов Конкурса знание английского языка является решающим при принятии решения членами Национального номинационного комитета (ННК) о представителе России на Стокгольмском юниорском водном конкурсе.

Примечание:  В номинации «Молодой педагог – лучший руководитель проекта» могут участвовать педагоги в возрасте до 25 лет включительно.

 

4. Темы для конкурсных проектов. Школьники могут выбрать тему в широком диапазоне - охрана и восстановление водных ресурсов/управление водными ресурсами, устойчивое развитие региона, при этом, исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно-практического результата. Конкурсанты должны быть готовы представить проекты в области естественных и социальных наук, включая форсайт-проекты, используя современные научные методы и подходы к решению водных проблем и проблем устойчивого развития, принимая также во внимание первоочередные задачи  государственной политики в области охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов. Приветствуются проекты, направленные на решение муниципальных водных проблем. Необходимым требованием является применение стандартных и инновационных научно-исследовательских методик и методологий проведения экспериментов, мониторинга и представления результатов, включая статистическую обработку.

Конкурсанты в обязательном порядке представляют предложения по возможности прямого внедрения результатов проекта с расчетом затрат или оценку затрат при выполнении своего проекта.

Конкурсантам предлагается также сформулировать 5 – 7 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту. Проект может быть выполнен группой старшеклассников, при этом количество участников, представляющих один проект в финале  общероссийского этапа Конкурса, не может быть больше двух человек.

Внимание: Национальный номинационный комитет проводит анализ текстов проектов финалистов общероссийского этапа для обнаружения заимствований с использованием системы «Антиплагиат».

 

5. Критерии оценки проекта.

5.1. При оценке проекта жюри руководствуется следующими критериями оценки проектов (принятыми также на международном юниорском водном конкурсе):

5.1.1. Новизна

- Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся?

- Использует ли автор какие-либо новые методики и инструменты исследования?

- Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?

5.1.2. Актуальность

Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества:

-        Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды?

-        Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований?

-        Практическая значимость проекта: насколько возможно прямое внедрение результатов проекта? Насколько корректно проведен расчет экономической эффективности / затрат на реализацию проекта?

-        Может ли проект улучшить качество:  (а) окружающей среды, (б) жизни людей?

-        Предлагает ли проект новые решения старых проблем?

-        Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора?

-        Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты?

-        Направлен ли проект на оценку, прогноз и разработку программ экологически устойчивого развития региона?

5.1.3. Творческий подход.

Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах:

-        постановка проблемы;

-        решение проблемы;

-        анализ данных;

-        постановка экспериментов и организация исследований;

-        распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.

5.1.4. Методология.

      Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата?

      Хорошо ли определена проблема?

      В какой степени ограничена поставленная проблема?

      Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами?

      Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы?

      Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных?

      Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?

5.1.5. Знание предмета

Знаком ли финалист с литературными данными и результатами исследований в данной области?

      На каких научных источниках основывается работа?

      Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе)?

      В какой степени проанализированы научно-популярные источники?

      Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования?

      Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией?

      Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы?

5.1.6. Практические навыки

      Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)?

      Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно?

      Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.?

      Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе?

      Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным?

      Насколько успешно были использованы доступные ему методы?

5.1.7. Доклад и презентация результатов

      Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната?

      Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)?

      На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного текста? (грамотный русский язык!)

      Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален?

      Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным текстом?

5.1.8. Актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды.

5.2. При оценке проекта, направляемого для участия в Стокгольмском юниорском водном конкурсе, члены Национального номинационного комитета помимо указанных в п. 5.1. критериев определяют уровень владения претендентом английским языком, достаточный для представления российского проекта на международном конкурсе.

 

6. Порядок организации конкурса в регионах.

 Для участия необходимо до 22 февраля 2019 года выслать на е-mail: waterprize03@mail.ru:


1) Электронная версия текста проекта;

2) Краткая аннотация проекта: объем не должен превышать 100 слов. Краткое описание проекта необходимо для публикации в каталоге финалистов. Участникам конкурса следует учесть, что краткое описание проекта должно быть понятно для СМИ и заинтересованной общественности.

3) Заполненные по установленной форме анкеты авторов проекта (Приложение 2, заполняется отдельно каждым из авторов), включая 3 - 5 рекомендаций по сбережению воды;


Проект для презентации и защиты должен быть оформлен в виде постера на одном ватманском листе стандартного размера (А1, вертикальный) для представления во время презентации и защиты проекта.


 

Справки по телефонам: 8(3012) 27-05-50.

 

6.1. Проведение муниципальных и региональных этапов Конкурса. Первым шагом в проведении конкурса в регионах является широкое распространение информации об условиях конкурса в образовательных учреждениях (школах, училищах, техникумах и учреждениях дополнительного образования). Затем потенциальные участники Конкурса и педагоги выбирают актуальную тему проекта. Далее проводится работа по подготовке старшеклассниками конкурсных проектов. Представление конкурсных работ для участия в региональном конкурсе и подведение результатов должно быть проведено в сроки, позволяющие представить проект победителя регионального  конкурса для участия в общероссийском этапе Конкурса. Представитель организатора Конкурса посетит некоторые регионы-участники во время подготовки и подведения результатов региональных этапов.

Внимание: с 2014 года введено альтернативное правило электронной регистрации всех участников Конкурса на сайте www.water-prize.ru.

Примечание. Руководитель Конкурса имеет право в порядке исключения принимать решение о приеме на общероссийский этап дополнительных работ из регионов в целях поддержки инновационных и форсайт-исследований в области водных ресурсов.

6.3. Издание печатных материалов в регионах. При подготовке и издании любых печатных материалов, включая журналы, брошюры, буклеты, листовки, баннеры, плакаты с использованием логотипа и названия Конкурса, организация, выступающая в качестве заказчика издания материалов, должна посылать по электронной почте на адрес russia@