Водный конкурс

 

  

Положение

о Республиканском этапе конкурса научно-исследовательских

и прикладных проектов учащихся старших классов

по теме охраны и восстановления водных ресурсов

(Российский национальный юниорский водный конкурс-2017)

 

Проводится с 2003 года.                                                                                            «Вода: проектируем будущее»

 

Учредитель и организатор Российского национального юниорского водного конкурса (с 2003 по        2012 гг. – Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников), далее Конкурс, – автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов».

 

Конкурс реализуется при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и входит в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи» в рамках приоритетного  национального проекта «Образование».

 

1. Цель Конкурса – организация и проведение независимого общественного творческого конкурса среди  старшеклассников на лучший проект в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов и поощрение научно-технической и проектной деятельности школьников, направленной на решение задач устойчивого водопользования, в том числе проблем водоподготовки и очистки загрязненных стоков, сохранение водного биоразнообразия, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов, а также форсайт-исследований.

 

2. Конкурс проводится в три этапа:

- муниципальный;

- региональный (на уровне субъекта Федерации);

- общероссийский.

 

Победитель номинации «Международная» Российского национального юниорского водного конкурса участвует в международном Стокгольмском юниорском водном конкурсе.

 

3. Участники Конкурса. Участником Конкурса может быть любой учащийся старших классов общеобразовательных школ/гимназий/лицеев или училищ/техникумов в возрасте от 14 до 20 лет (студенты высших учебных заведений не могут участвовать в Конкурсе). Обращаем внимание участников, что при подведении итогов Конкурса знание английского языка является решающим при принятии решения членами Национального номинационного комитета (ННК) о представителе России на Стокгольмском юниорском водном конкурсе.

Примечание:  В номинации «Молодой педагог – лучший руководитель проекта» могут участвовать педагоги в возрасте до 25 лет включительно.

 

4. Темы для конкурсных проектов. Школьники могут выбрать тему в широком диапазоне - охрана и восстановление водных ресурсов/управление водными ресурсами, устойчивое развитие региона, при этом, исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно-практического результата. Конкурсанты должны быть готовы представить проекты в области естественных и социальных наук, включая форсайт-проекты, используя современные научные методы и подходы к решению водных проблем и проблем устойчивого развития, принимая также во внимание первоочередные задачи  государственной политики в области охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов. Приветствуются проекты, направленные на решение муниципальных водных проблем. Необходимым требованием является применение стандартных и инновационных научно-исследовательских методик и методологий проведения экспериментов, мониторинга и представления результатов, включая статистическую обработку.

Конкурсанты в обязательном порядке представляют предложения по возможности прямого внедрения результатов проекта с расчетом затрат или оценку затрат при выполнении своего проекта.

Конкурсантам предлагается также сформулировать 5 – 7 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту. Проект может быть выполнен группой старшеклассников, при этом количество участников, представляющих один проект в финале  общероссийского этапа Конкурса, не может быть больше двух человек.

Внимание: Национальный номинационный комитет проводит анализ текстов проектов финалистов общероссийского этапа для обнаружения заимствований с использованием системы «Антиплагиат».

 

5. Критерии оценки проекта.

5.1. При оценке проекта жюри руководствуется следующими критериями оценки проектов (принятыми также на международном юниорском водном конкурсе):

5.1.1. Новизна

- Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся?

- Использует ли автор какие-либо новые методики и инструменты исследования?

- Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?

5.1.2. Актуальность

Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества:

-        Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды?

-        Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований?

-        Практическая значимость проекта: насколько возможно прямое внедрение результатов проекта? Насколько корректно проведен расчет экономической эффективности / затрат на реализацию проекта?

-        Может ли проект улучшить качество:  (а) окружающей среды, (б) жизни людей?

-        Предлагает ли проект новые решения старых проблем?

-        Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора?

-        Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты?

-        Направлен ли проект на оценку, прогноз и разработку программ экологически устойчивого развития региона?

5.1.3. Творческий подход.

Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах:

-        постановка проблемы;

-        решение проблемы;

-        анализ данных;

-        постановка экспериментов и организация исследований;

-        распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.

5.1.4. Методология.

      Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата?

      Хорошо ли определена проблема?

      В какой степени ограничена поставленная проблема?

      Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами?

      Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы?

      Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных?

      Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?

5.1.5. Знание предмета

Знаком ли финалист с литературными данными и результатами исследований в данной области?

      На каких научных источниках основывается работа?

      Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе)?

      В какой степени проанализированы научно-популярные источники?

      Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования?

      Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией?

      Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы?

5.1.6. Практические навыки

      Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)?

      Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно?

      Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.?

      Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе?

      Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным?

      Насколько успешно были использованы доступные ему методы?

5.1.7. Доклад и презентация результатов

      Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната?

      Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)?

      На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного текста? (грамотный русский язык!)

      Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален?

      Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным текстом?

5.1.8. Актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды.

5.2. При оценке проекта, направляемого для участия в Стокгольмском юниорском водном конкурсе, члены Национального номинационного комитета помимо указанных в п. 5.1. критериев определяют уровень владения претендентом английским языком, достаточный для представления российского проекта на международном конкурсе.

 

6. Порядок организации конкурса в регионах.

 

Представление проектов на Республиканский этап конкурса не позднее 20 февраля 2017 г. по e-mail: waterprize03@mail.ru

Республиканский этап Конкурса состоится 22 февраля 2017 г. (9 ч. 30 мин. – регистрация участников, начало в 10 ч.00 мин.) в актовом зале ГБУ ДО РЭБЦУ МОиН РБ» по адресу: 670045, г. Улан-Удэ, ул. Юннатов, 19 б. Проект для презентации и защиты должен быть представлен в виде постера на одном ватманском листе стандартного размера (А1, вертикальный) для представления во время проведения презентации и защиты проекта. Время выступления – 3 минуты.

Справки по телефонам: 8(3012) 27-05-50.

 

6.1. Проведение муниципальных и региональных этапов Конкурса. Первым шагом в проведении конкурса в регионах является широкое распространение информации об условиях конкурса в образовательных учреждениях (школах, училищах, техникумах и учреждениях дополнительного образования). Затем потенциальные участники Конкурса и педагоги выбирают актуальную тему проекта. Далее проводится работа по подготовке старшеклассниками конкурсных проектов. Представление конкурсных работ для участия в региональном конкурсе и подведение результатов должно быть проведено в сроки, позволяющие представить проект победителя регионального  конкурса для участия в общероссийском этапе Конкурса. Представитель организатора Конкурса посетит некоторые регионы-участники во время подготовки и подведения результатов региональных этапов.

Внимание: с 2014 года введено альтернативное правило электронной регистрации всех участников Конкурса на сайте www.water-prize.ru.

Примечание. Руководитель Конкурса имеет право в порядке исключения принимать решение о приеме на общероссийский этап дополнительных работ из регионов в целях поддержки инновационных и форсайт-исследований в области водных ресурсов.

6.3. Издание печатных материалов в регионах. При подготовке и издании любых печатных материалов, включая журналы, брошюры, буклеты, листовки, баннеры, плакаты с использованием логотипа и названия Конкурса, организация, выступающая в качестве заказчика издания материалов, должна посылать по электронной почте на адрес russia@water-prize.ru оригинал-макет издания для согласования логотипа и названия конкурса с организатором Российского национального юниорского водного конкурса.

 

7. Порядок оформления и направления проектов на общероссийский этап Конкурса.

7.1. Проекты на общероссийский этап Конкурса представляют региональные организаторы, заключившие соответствующее соглашение с АНО «Институт консалтинга экологических проектов».

7.2. Письменный (машинописный) текст проекта, представляемого на конкурс, должен отвечать следующим требованиям:

7.2.1. Общий объем проекта не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, расчет экономической эффективности / затрат на внедрение или выполнение проекта, перечень ссылок, приложения и список литературы.

7.2.2. Текст должен быть расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер, параметры страницы: верхнее и нижнее поля - 2 см, правое и левое поля – 2,5 см.

7.2.3. Приложения (входят в общий объем проекта, не превышающий 15 страниц) -  не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы.

7.2.4. На титульном листе проекта обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

- название конкурса (Российский национальный юниорский водный конкурс);

- четкое и краткое название проекта - не более 7 слов (название может сопровождаться, если необходимо, полным научным названием);

- имена и фамилии авторов проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей. Для последних - обязательное указание должности;

- название региона, год.

7.2.5. Вторая страница проекта должна быть научной аннотацией – кратким описанием проекта, включающим главные разделы проекта, такие,  как  цель,  методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Объем аннотации не должен превышать 1 лист машинописного текста.

7.2.6. Электронная версия проекта направляется в адрес организатора Конкурса не позднее 1 марта 2017.

7.2.7. Версия проекта на бумажном носителе НЕ принимается.

7.3. К электронной версии текста проекта в обязательном порядке прилагаются в электронном виде:

- краткая аннотация проекта: объем не должен превышать 100 слов. Краткое описание проекта необходимо для публикации в каталоге финалистов. Участники конкурса должны  учесть, что краткое описание проекта должно быть понятно для СМИ и заинтересованной общественности.

- заполненные по установленной форме анкеты авторов проекта (Приложение 1, заполняется отдельно каждым из авторов), включая 5 - 7 рекомендаций по сбережению воды;

Работы, выполненные без соблюдения порядка оформления, не принимаются.

 

8. Порядок организации общероссийского этапа Конкурса.

Получение проектов для участия в общероссийском финале проводится до 1 марта 2017года. Ссылки на неудовлетворительную работу Интернета не принимаются.

Проекты, присланные на общероссийский этап конкурса, представляются организатором Конкурса на рассмотрение членам Национального Номинационного Комитета не позднее 20 марта 2017 года. Срок рассмотрения письменных текстов членами Национального Номинационного Комитета – не более 4 недель.

Все старшеклассники, являющиеся победителями региональных этапов конкурса и представившие проекты, принятые на общероссийский этап, будут приглашены вместе с сопровождающими лицами в Москву для участия в программе мероприятий в рамках общероссийского финала Конкурса, которые будут проходить в период с 15 по 19 апреля 2017 года. Региональный организатор должен обеспечить сопровождение авторов проекта во время поездки и участия в мероприятиях в рамках общероссийского финала Конкурса.

 

9. Жюри.

Состав жюри формируется с учетом представительства научного сообщества, профильных органов власти, партнеров Конкурса, экологических общественных организаций.

10. Номинации.

Гран-при Конкурса – стеклянную композицию «Золотая рыбка» и благодарность Министра природных

ресурсов и экологии Российской Федерации (согласовывается) получает автор лучшего проекта.

Номинации Конкурса:

1) «Международная» - проект, автор которого будет представлять Российскую Федерацию на

Стокгольмском юниорском водном конкурсе.

2) «Развитие водохозяйственного комплекса России» при поддержке ФГБУ «Центр развития ВХК».

3) «Лучший инновационный проект» с использованием современных научно-исследовательских

методов проектной деятельности, применением информационных и других инновационных технологий

и направленный на модернизацию сферы водопользования.

4) «Охрана и восстановление водных ресурсов в бассейне реки Волги им. проф. В.В.Найденко».

5) «Вода и климат». Дополнительные методические материалы – см. Приложения 5 и 6.

6) «Вода и мир». Дополнительные методические материалы – см. Приложение 7.

7) «Молодой педагог - лучший руководитель проекта».

8) Номинация Председателя Национального номинационного комитета.

9) «Моря и океаны».

10) «Лучший педагог - научный руководитель проекта».

11) Премия «За использование методов космического мониторинга при выполнении

исследовательских проектов по охране и восстановлению водных ресурсов» (Премии НИЦ «Планета»

финалисту и педагогу - научному руководителю).

12) Номинация и приз Федерального агентства водных ресурсов.

13) «Вода и атом» и приз ГК «Росатом». Дополнительные материалы – см. Приложение 8.

14) «Экономическая эффективность реализации проекта в сфере охраны и восстановления водных

ресурсов» (приз компании «Профессиональные бухгалтеры»).

15) «Вода и энергия» (приз компании «Русгидро»).

16) «Начинающие журналисты пишут о воде России» при поддержке ФГБУ «Центр развития ВХК».

Количество номинаций может быть сокращено решением Национального номинационного комитета при

подведении итогов общероссийского финала.

11. Призы и награды.

Все участники Республиканского этапа Конкурса получают свидетельства участника. Дипломы победителя, за 2-е и 3-е места Республиканского этапа Конкурса получают авторы проектов, отмеченные голосованием членов жюри. Благодарственные письма получают руководители за подготовку призеров Конкурса.

Все участники общероссийского этапа Конкурса получают специальные дипломы. Диплом финалиста Российского национального юниорского водного конкурса получает каждый автор проекта во время церемонии награждения. Авторские коллективы более 3-х человек получают один диплом на группу, в котором указываются все авторы проекта.

Автор лучшего проекта получает Гран-при – стеклянную статуэтку «Золотая рыбка» и благодарность Министра природных ресурсов и экологии РФ (согласовывается).

В случае вхождения Конкурса в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи» Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победители номинаций Конкурса получают премии для поддержки талантливой молодежи  в соответствии с «Правилами присуждения и порядком выплаты премий  для  поддержки талантливой молодежи», утвержденными Министерством образования и науки РФ. Национальный номинационный комитет определяет степень премии победителя номинации в зависимости от уровня проекта.

Победители в номинациях получают дополнительные призы от партнеров и спонсоров Конкурса.

За победу в международном конкурсе старшеклассник получает хрустальную композицию и денежный приз в размере 15 тысяч долларов США за счет средств Стокгольмского водного фонда.


Русский