Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Республиканский этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») (далее - Конкурс) проводится Министерством образования и науки Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством лесного хозяйства.

 1.2.         Цель Конкурса – привлечение обучающихся образовательных организаций к работе по изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их  экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональному самоопределению.

1.3.        Задачи Конкурса:

·         подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других творческих объединений обучающихся, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу, направленную на сохранение лесов;

·         выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с обучающимися;

·         выявление, развитие и профессиональное самоопределение одаренных детей и молодежи в области эколого-лесохозяйственного образования;

·         обмен опытом работы по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств.

                                                                                                                                      2.        УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Республики Бурятии (учащиеся общеобразовательных организаций Республики Бурятия в возрасте от 14 до 18 лет на период проведения Конкурса и студенты профессиональных образовательных организаций лесотехнического профиля в возрасте от 14 до 21 года), а также руководители школьных лесничеств (педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций.

2.2. В номинациях Конкурса, предназначенных для обучающихся (учащихся и студентов), допускается только индивидуальное участие. Замена участников в ходе Конкурса не допускается.

2.3. Студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по специальностям не связанным с лесотехническим профилем, могут участвовать в номинациях «для учащихся».

 

3.        ПОРЯДОК  И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

3.1. Финал (Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост») рассматривается как мероприятие, проводимое в рамках целевого приема в соответствии со статьей 56 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. 3273 «Об образовании в Российской Федерации».

3.2. Конкурс проводится по следующим номинациям:

для учащихся общеобразовательных организаций:

·       «Лесоведение и лесоводство» (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной типологии, возобновлению и формированию леса; влиянию на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановлению леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий; разведению лесных культур и др.);

·       «Экология лесных животных» (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной фауне, экологии и поведению птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучению эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);

·       «Экология лесных растений» (рассматриваются флористические и геоботанические исследования лесных экосистем; изучение экологических и биологических особенностей видов лесных растений, грибов, лишайников);

·       «Практическая природоохранная деятельность» (рассматриваются практические, социально-значимые проекты, связанные с охраной лесов от пожаров; организацией и проведением разнообразных природоохранных акций; защитой леса от вредителей и болезней; пропагандой знаний о лесе; популяризацией лесных профессий и деятельности по сохранению лесов);

для студентов профессиональных образовательных организаций лесотехнического профиля:

·       «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве» (рассматриваются исследовательские работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства);

для руководителей школьных лесничеств:

·       школьные лесничества в условиях модернизации образования и лесного хозяйства  (представление опыта (в т.ч. инновационного) работы региона, учреждения, руководителя объединения  по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств, направленного на развитие интересов и профессиональное самоопределение детей и молодежи).

 

3.3. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 1) и представлены в следующих формах:

·       учебно-исследовательская работа по номинациям – «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве» (выполняется обучающимся индивидуально);

·       практический природоохранный, социально-значимый проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность» (выполняется индивидуально);

·       описание опыта работы (выполняются участниками номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования»).

3.3. Конкурсные работы оцениваются в соответствии с критериями (приложение 2).

3.4. Итоги Конкурса подводятся очно 20 января 2015 года.

3.5. На Конкурс не принимаются работы в случаях, если:            

- содержание представленной работы не соответствует тематике Конкурса;

                - оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Конкурса;

- представленная работа получала одно из призовых мест на других конкурсах всероссийского уровня, проведенных в предыдущем и текущем годах;

- заявка и работа предоставлены после истечения срока приема (после 15 января 2015 г.);

- выявлено наличие плагиата;

- автор не соответствует возрастной категории, к которой отнесена номинация.

3.7. Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

4.1. Руководство Конкурсом осуществляют Министерство образования и науки Республики Бурятия и Агентство лесного хозяйства Республики Бурятия.

4.2. Организацию Конкурса осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия», которое создает Оргкомитет из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных  ведомств.

4.3. Конкурсные работы вместе с анкетой-заявкой на каждую из них (приложение 3) высылаются до 15 января 2015 г. по адресу: 670045, г.Улан-Удэ, п.Орешково, ул.Юннатов, 19-б. Телефоны для справок: 8(3012)27-05-50 - приемная, 26-76-20 – методисты, 26-76-13 – зам. директора; e-mail: rebcu@mail.ru

4.4. Представление конкурсных материалов с презентациями (коллекциями, гербариями, фотографиями) проводится в течение 5 (пяти) минут.

 

 

5. НАГРАЖДЕНИЕ

5.1. Победители и призеры получают дипломы и памятные призы.

5.2. По решению Оргкомитета отдельные участники могут награждаться поощрительными грамотами и призами.

5.3.    Могут учреждаться призы общественных организаций, отдельных ведомств, физических лиц и т.п.

 

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

 

 

 


Приложение 1

 

Требования к оформлению конкурсных работ

 

1.  Учебно-исследовательская работа должна содержать:

·           титульный лист с указанием (сверху вниз) названия образовательной организации, региона, населенного пункта, названия объединения; темы работы; фамилии, имени, отчества (полностью) автора, класс; фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

·           оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;

·           введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки  проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования;

·           методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);

·           результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.;

·           выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);

·           заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;

·           список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. Объем работы не ограничен.

К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы объемом не более одной страницы (межстрочный интервал - одинарный). В “шапке” тезисов следует указать название работы, фамилию, имя, класс автора, фамилию и.о. руководителя (если имеется), название региона.

 

2. Практический природоохранный проект включает:

·           титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; название работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

·           оглавление, перечисляющее разделы;

·           введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;

·            этапы и механизмы его реализации;

·            результаты по его реализации;

·           практическая значимость.

Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта. 

 

3. Описание опыта работы региона, учреждения, руководителя школьного лесничества  должно иметь:

Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора, полного названия коллектива или  организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.

Содержание включает в себя следующее:

·           краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (региона, учреждения, руководителя детского объединения);

·           характеристику условий, в которых создавался опыт; 

·           описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);

·           изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.

Приложение к описанию опыта работы может включать: образовательные программы дополнительного образования детей соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, разработки массовых мероприятий и др.).

Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики фотографии, публикации и пр. форматом – не более А-4). 

 

Требования к материалам, прилагаемым к работе

3.1. Образовательная программа дополнительного образования детей должна соответствовать тематике Конкурса и  Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей. 

3.2. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки мероприятий, сообщения об инновационных формах и методах экологического образования и т.п.) могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним – информативность и степень востребованности.

 

4. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, отпечатаны на пишущей машинке или набраны на компьютере. В исключительных случаях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены степлером, в скоросшивателе и т.п. и пронумерованы. Формат – не более А-4.

5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отдельной анкетой-заявкой (приложение 3).

6. Иллюстративные материалы к работам не высылаются. Участники привозят их на финал. Материалы должны непосредственно соответствовать теме работы. Требования к их оформлению свободны.

7. Работы, оформление которых не соответствуют вышеуказанным требованиям, не рассматриваются.

                

                                                                                                         Приложение 2

 

Критерии оценки конкурсных работ

 

1. Учебно-исследовательской работы:

·       постановка цели и задач, обоснование актуальности;

·       обоснованность выбора методики;

·       достаточность собранного материала;

·       глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;

·       практическая значимость;

·       значимость и обоснованность выводов;

·       качество оформления.

 

2. Практический природоохранный  проект 

·       постановка цели и задач, их соответствие актуальности существующей  проблемы;

·       оригинальность подходов в решении, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;

·       грамотность и логичность в последовательности реализации проекта;

·           практическая значимость проекта;

·           качество оформления.

 

3. Описание опыта работы:

·       новаторство и уникальность в организации деятельности;

·       разнообразие направлений и форм работы;

·       систематичность проводимой работы;

·       программно-методическое обеспечение содержания деятельности  и его практическая значимость (дается в приложении в форме методической продукции, или в форме списка);

·       результативность, успешность в профессиональном самоопределении обучающихся;

·       качество оформления представленных материалов и его информативность.                                

 

 

 

                                                                                                                    


Русский