Историческая справка РЭБЦУ

Республиканский эколого – биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия как учреждение дополнительного образования имеет богатую историю. В 1938 г. был основан Бурят – Монгольский ботанический сад, в котором были представлены разнообразные виды растений, отражающие  богатство местной флоры.

В 1954 году на базе Ботанического  сада основанного Святогором Валентином Андреевичем - преподавателем, заведующим кафедры «Ботаники» биологического факультета педагогического института им. Д. Банзарова,  была создана Республиканская станция юных натуралистов (РСЮН). Первым директором, которой стал Лабоденко Петр Иннокентьевич, методистом Черных Валентина Николаевна, именно они составили первые программы для юннатских кружков:

1) юный кроликовод

2) юный птицевод

3)  юный овощевод

4) юный садовод

5) юный цветовод.

Занимались в этих кружках 300-450 школьников. 

В 1963 году Республиканская станция юных натуралистов стала называться Республиканской станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, где открылись новые кружки:

1) юных пчеловодов

2) юных агрохимиков

3) юных механизаторов

4) юных ботаников

5) юных метеорологов

6) юных рационализаторов

7) юных животноводов

Директором в это время был участник Великой Отечественной  войны Сельверов Андрей Будеевич, а заместителем директора стала Маликова Валентина Андреевна. В это время в кружках занималось 950-1080 учащихся.

В 1968 году начала работать в Республиканской станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства методистом Жаркая Анна Ивановна в дальнейшем с 1985г. по 1995г. стала директором.

В это время в Республике были созданы 298 ученических производственных бригад, где трудилось 12700 учащихся. Трудовую закалку в бригадах за 18 лет прошли 435 тысяч учащихся. Многие школы республики (54 школы) получили разные награды за работу в ученических производственных бригадах, 18 УПБ получили премии от Министерства сельского хозяйства и Министерства просвещения Республики Бурятии – автобусы, легковые автомобили, трактора и оборудование для кабинетов машиноведения.

В 1977 год – Колесовская восьмилетняя школа Кабанского района РБ участвовала в ВДНХ г. Москва, где получили 5 бронзовых медалей за выращивание уток.

- Удинская средняя школа Хоринского района РБ, имела два лагеря труда и отдыха (откорм овец и КРС) стала лауреатом Ленинского комсомола.

С руководителями бригад, бригадирами проводились семинары, учеба в тесном сотрудничестве с учеными БНЦ СО РАН, БГСХИ и БГПИ.

В это же время во всех сельских и городских школах работали учебно-опытные участки, велась полевая практика с учащимися первых - восьмых классов, создавали отделы биологии, ставились опыты с овощными культурами, проводилась практическая работа по выращиванию рассады.

На Республиканской станции юннатов развивалось плодоводство, совместно с учеными плодово-ягодной станции в 1981 году закладывался новый плодово-ягодный сад, велась работа по овощеводству, животноводству (разводились лисы, песцы, кролики, нутрии), ставились опыты.

Была создана пчелопасека (28 пчелосемей собирали до 100 кг меда).

Учащиеся школ республики и юннаты РСЮН – участники выставки ВДНХ получали серебряные и бронзовые медали за исследовательскую работу, дипломы первой и второй степени (руководители кружков, Семенникова Федосья Яковлевна, Кустова Людмила Алексеевна, Михахонова Лариса Федоровна). Активно развивались кружки зоологии и животноводства. Постоянно пополнялись видовые составы животных – обезьяна, медвежонок, белки, ежи, черепахи, косуля, выводились в неволи канарейки, попугаи и т.д. Дети участвовали в конкурсе имени Майтефеля, под руководством руководителя кружка Гребеньковой Натальи Николаевны занимали первые места за исследовательскую работу по выведению декоративных птиц в неволе.

Лучшие бригады и юннаты станции участвовали во Всероссийских слетах УПБ в городах Воронеж, Москва, Харьков, Саранск, а также посещали памятники природы в Иволгинском районе РБ (пещера гуннов), Мухоршибирском районе (каменные столбы), исторические места декабристов по Республики Бурятии, заказники и заповедники Баргузинского района, Кижингинского, Мухоршибирского и другие.

Станция работала по направлениям:

- развитие опытнической, исследовательской, практической работы в УПБ, УОУ и школьных лесничествах;

- научно-методическая деятельность в районах школы Республики; 

-  проведение Республиканских массовых мероприятий;

- учебно-производственная работа на станции, материально-техническое обеспечение, совместно с отделом милиции Железнодорожного района велась работа с трудными подростками и детьми из малоимущих семей поселка Орешково (Кустова Л.А.).

- содружество с учеными Вузов, региональными станциями Советского Союза, Монголии, библиотеками и музеями города Улан-Удэ.

- участие во всех конкурсах по профессиям с/х назначения, выставках, олимпиадах, проведение семинаров для учителей биологов, руководителей УПБ и УОУ.

- создание базовых школ факультативов (по ведению Сельского подворья), («Экономистов», «Машинистов», «Трактористов») для которых  разработаны программы факультатива «Лесник», заведующим  лабораторией БФСО СССР Будаевым Х.Р. и методистом РСЮН Булдаковым М.К.

- составлялись производственно-финансовые планы, тематика и методика проведения опытов, бизнес-планы, технологические карты для работы в УПБ совместно с учеными ОПХ, БГСХИ, БГПИ, БНЦ СО РАН. – Бурхинов Г.С.

- Проводились совещания по мониторингу окружающей среды с участием международных специалистов из Германии (Герхард Беккер, известный специалист в области экологии), США, Монголии, Португалии.

Два года на берегу Байкала проводилось обучение российских и  американских школьников фермерскому хозяйству (Тушинова Б.Д., Осипова З.С., Жаркая А.И.).

По оздоровлению почвы была разработана программа профессором, зав. кафедрой экологии БГСХИ – Корсуновой Т.М.

На РСЮН в кружке овощеводства ставились опыты с верми культурами, в кружке садоводства и экологии, ботаники велись фенологические наблюдения, привлекались птицы для сохранения урожая плодово-ягодных культур. В трудные годы перестройки собирали и сдавали на завод «Макбур» по бартеру до 3 тонн мелкоплодной яблони, на Унэгэтейский плодовоовощной завод кабачки, морковь, капусту.

- Поддерживали связь с Иркутским информационно-методическим журналом  «Волна» - редактор Рихванова Марина, московскими журналами «АсЭКО», «Юный натуралист».

Совместно с участием директоров совхозов (Ванкеев Ж.Б. – Герой Соц. труда), специалистов агрономов БГСХИ (Ким Энгельсина Иннокентьевна, Рыкова Лидия Дмитриевна) и с учеными плодово-ягодной станции (Воронова Тамара Ивановна, Новоселова Ирина Андреевна) проводились смотры конкурсы УОУ, УПБ, лагерей труда и отдыха и школьных лесничеств.

С 1991 года станция реорганизована в Республиканский эколого-биологический центр учащихся. Сегодня это проблема экологического кризиса и решение его невозможно без всеобщей биологической, экологической грамотности, анализа состояния опытнической, исследовательской работы, комплексного обследования объектов флоры и фауны, определение основных направлений в УОУ, УПБ, фермерских хозяйствах.

Разрабатывались методические рекомендации, программы, экскурсии.

- УОУ – это зимняя лаборатория центра (экскурсии).

- Роль УОУ в экологическом образовании и воспитании.

- Экологическая дорожка «По тропинке в лес пойдем».

- Разговор с землей (для учащихся младших классов).

- Развитие УОУ и школьных фермерских хозяйств (авторская программа).

- Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке.

- Биотехнология повышения плодородия почвы.

- Экология села.

- Опытническая работа в отделе экологии УОУ

- Дневники полевода, овощевода,

- Мое отношение к природе (тесты для учащихся)

- Оценка степени реализации программ в учреждениях дополнительного образования.

Все это должно способствовать занятости учащихся, соответствовать требованиям общеобразовательных программ, возобновлению смотров, конкурсов, слетов (1999г.).

Победители:

1999г. – РЭБЦУ;

2000г. - Оронгойская СОШ Иволгинского района; 

2002г. – Унэгэтэйская СОШ, Заиграевского района;

2004г. – Челутаевская СОШ, Заиграевского района;

2005г. – Тарбагатайская СОШ, Заиграевского района.

В остальных школах проводились семинары по растениеводству и экологии. Школы районов и РЭБЦУ ежегодно принимали участие в смотре конкурсе УОУ. Совместно с администрацией города Улан-Удэ на рынках «Туяа», Центральном рынке, на рынке «Фортуна» сельские школы республики и РЭБЦУ, ежегодно принимали участие в выставке ярмарке овощной и плодово-ягодной продукции, демонстрировалась работа учебно-опытных участков, получали дипломы, награды и денежные премии.

Работа в школьных лесничествах – составная часть всей многообразной деятельности школьных коллективов по охране окружающей среды восстановлению и приумножению природных богатств Республики по праву считается одной из форм экологического воспитания и образования учащихся и населения.

В Республике работало 87 школьных лесничеств с охватом 4704 учащихся (1990-1991гг.). За школьными лесничествами закреплено 11783га государственного лесного фонда республики. Школьные лесничества оказывали помощь в проведении мероприятий по охране леса, что способствовало восстановлению природных богатств. Членами школьных лесничеств под руководством специалистов лесного хозяйства Антропова Виктора Федоровича, учителей биологии – Чиркиной Дины Яковлевны, Шведовой Зинаиды Митрофановны, Поповой Валентины Ивановны, методиста РЭБЦУ Булдакова М.К. осуществлялся уход за лесными массивами на площади 11 992 га, посажена леса на площади 4461 га, заложено питомников на площади 10,1га, проведен уход за питомниками на площади 27,2га.

Кроме того было собрано школьниками Бичурского района 400 кг - кедровой шишки, Тункинского района черемши – 1000 кг., грибов – 2000 кг., лесных ягод - 200 кг.

В школах действовало 16 кружков экологического направления, где занимается 273 школьника, 10 кружков юных лесоводов обрабатывали 115 га леса, 83 отряда голубых патрулей – 980 учащихся, «Зеленые патрули – 63 отряда – 1009 школьников».

Неотделимо экологическое образование от опытничества в школьных лесничествах проведено 9 опытов с лесными культурами. Интересен опыт Зун-Муринского лесничества «Повышение продуктивности леса», «Приживаемость хвойных пород деревьев на различных почвах Тункинского района».

С 2000 года РЭБЦУ возглавлял Цыдыпов Жаргал Гармаевич. В центре работали 6 лабораторий с охватом кружковой работы.

Для повышения квалификации заведующих лабораторий, методистов и педагогов дополнительного образования проводятся семинары по вопросам

1. проблемы экологии;

2. формы и методы экологического воспитания;

3. реакция организма человека на загрязнение окружающей среды;

4. минеральное удобрение с точки зрения экологии и гигиены;

5. лекарственные растения;

6. экология, этнография и народные традиции.

В это же время шло укрепление материальной базы центра, строятся новые здания (учебно-административное, закладывается новый плодово-ягодный сад, дендропарк, руководитель Баханова Милада Викторовна).

С 2005 года по настоящее время возглавляет центр Тимофеев Виктор Николаевич.

В ГБОУ ДОД «РЭБЦУ» созданы базовые условия для творческого развития детей, подростков и молодежи. Педагоги дополнительного образования (ПДО) проводят занятия в современных оборудованных кабинетах.

Необходимо отметить, что Центр выполняет функции координации деятельности учреждений дополнительного образования Республики Бурятия:

-  Создана и ведется базы данных одаренных детей РБ;

-  Подготовка и проведение республиканских, межрегиональных, всероссийских  мероприятий.

Учащиеся являются активными участниками различных городских,  республиканских и всероссийских мероприятий экологической направленности и неоднократно удостаивались грамот и дипломов. 

 

 

 

 


Русский